Как готовился законопроект по введению НДС на металлолом
16-го ноября 2017-го года Госдумой РФ в третьем чтении окончательно принят закон, призванный отрегулировать некоторые вопросы налогообложения. В ряду других вопросов документ уточняет перечень не подлежащих НДС операций – из него теперь исключена реализация металлолома, а также отходов цветных и черных металлов. Предпосылки создания закона
Начало появлению законопроекта положил III Межотраслевой Форум «Уральский рынок лома и промышленных отходов», проходивший 7-8 июля 2015-го года. В рамках этой конференции 100 с лишним предприятий обсуждали вопросы вторичного рынка металла. Представители отрасли смогли пообщаться с руководителями различных надзорных органов — прокуратуры, налоговой службы, УВД, Ростехнадзора, Росприроднадзора и т.п.
Одной из обсуждаемых проблем была отмена НДС в 2008-м году на вторичном рынке цветмета. Оказывается, этим фактом пользуется целое семейство фирм, живущих за счет возмещения НДС через компании-однодневки после полукустарной переработки лома. Сдать лом означало пустить в свободную переплавку сырье, которое использовалось для получения денег практически из воздуха. Выбор методик решения проблемы
Для решения назревшего вопроса можно было пойти одним из следующих путей:
Введение механизма налогового агента, что и практикуется практически по всему миру.
Административный метод – борьба с компаниями-однодневками на втором уровне сбыта лома.
Освобождение от уплаты налога НДС сферу реализации вторичных металлов и их сплавов.
Первый способ концептуально не подходит под положения российского налогообложения. Второй достаточно эффективен – известны случаи, когда по делу фирм-экспортеров фигуранты получали вполне реальные тюремные сроки.
Третья методика – освобождение от уплаты налога на вторичные металлы – тоже имеет существенные недостатки. Во-первых, по части производственных расходов всегда есть платежи, которые не возмещаются предприятию. А во-вторых, здесь существует сложность в понимании терминологии. Каждое изделие из металла требует глубокого технического анализа – только так можно определить качество сырья, первичное оно или вторичное. Этот факт потащит за собой более крупные проблемы хищений в отрасли, которые и так, судя по оценке экспертов, насчитывают порядка 4-х – 8-ми миллиардов рублей в год. Результаты отмены НДС
В итоге после отмены НДС произошли существенные изменения в работе целого ряда предприятий, как мелких, так и крупных. Так, объемы сбора лома цветмета на уральских заводах были значительно сокращены. Например, Каменск-Уральский металлургический завод (КУМЗ), подводя статистику за последние годы, заявил следующие цифры:
- За 2005 год – 14 тысяч тонн,
- 2006-й – 16 тысяч тонн,
- 2007-й – 19 тысяч тонн,
- 2008-й – 8 тысяч тонн.
И это при том, что объем среднего выпуска продукции на заводе составляет от 100 до 120 тыс. т).
Кроме этого, следует учитывать принцип формирования ценовой политики на рынке вторичного алюминия – ее ориентацию на котировки LME. До 2008-го года закупочная цена отличалась от LME на 350-400 долларов. Когда был отменен налог, сборы лома упали до предельных цифр, а ломосдатчики даже пробовали перекупить лом у КУМЗ в целях дальнейшей перепродажи. Продвижение законопроекта
На данный момент первичные металлы оказываются более выгодными, чем дорогой лом. Начиная с первого квартала 2014-го до начала 2015-го года цены на металлолом в Турции снизились на треть – с 369 до 269 долларов за тонну. В связи с этим возрос интерес металлургов к чугуну. «НДСный» чугун оказался значительно более удобным, чем металлолом.
Новая волна обсуждения перспектив регулирования вывоза металлолома прошла 2-го – 3-го июня 2016-го года в рамках проходившего в Екатеринбурге Межотраслевого Форума «Уральский рынок лома и промышленных отходов».
На момент принятия нового закона Госдумой с первой даты поднятия вопроса прошло 29 месяцев. Это достаточно высокий показатель работы по документу. Его противникам пришлось отступить перед натиском лоббистов и бенефициаров законопроекта.